Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Доступная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, образование, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В 1 корпусе (по ул. Северная, д. 35) открыты 2 группы комбинированной направленности.
Кабинет педагога-психолога,кабинет логопеда.
Во 2 корпусе (по ул. Дорожников. д. 52) открыты 3 группы комбинированной направленности.
Кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда, кабинет дефектолога, кабинет социального педагога.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Доступная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий




Библиотека
В первом и во втором корпусе отдельного помещения для библиотеки нете для библиотеки нет.
Литература располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части и включает в себя:
-книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
-репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
-книги для воспитанников, в том числе и для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, произведения, рекомендованные программой,
по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
В Учреждении происходит постоянное пополнение библиотеки периодическими печатными изданиями.
Спортивные объекты
Об объектах спорта, приспособленных для использоваия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурный зал: В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Игровые площадки для детей.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Средства обучения подразделяются на следующие виды: -печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.) -электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.) -аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях). -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). -демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные). -спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.). Оборудование для песочной терапии (песочные световые столы, кинетический песок).
- Программно-дидактический комплекс интерактивных игр "Логомер 2", компьютерная технология "Игры для Тигры" автор Л. Р. Лизунова
- Компьютер, монитор с сенсорными экраном, микрофоны; используется в коррекции речи компьютерная технология «Игры для Тигры», программно-дидактический комплекс интерактивных игр «Логомер 2», «Лексические запасы»
- Песочный стол с подсветкой для развития мышечной силы кистей и пальцев рук, концентрации внимания, увлечённости, при релаксационных упражнениях
- Бизиборды (настенный, настольный) для развития мелкой моторики рук, познания мира через органы чувств
- Музыкальные инструменты для развития слуха, ритма, темпа
- Дыхательные тренажёры, игровые пособия на развитие воздушной струи и правильного речевого дыхания
- Детский стол с зеркалом для постановки и коррекции звуков
- Картотека наглядного и дидактического материала на каждый звук русского языка по автоматизации дифференциации звуков
- Предметные и сюжетные картинки, альбомы по лексическим темам
- Настольно-печатные игры, наборы детской посуды, мебели; муляжи фруктов, овощей; набор диких, домашних животных, животных жарких стран
- Пособия для самомассажа рук: щёточки, логомячики, Су-джок кольца, браслеты, валики и шарики, резиновые игрушки-пищалки, деревянные палочки, прищепки
- Пособия для развития мелкой моторики рук: шнуровки, карандаши, трафареты, штампы, пирамидки, волчки, мелкие игрушки, счётный материал, конструкторы, строительный материал, эспандеры, силомер
- Различные виды театров: театр би-ба-бо, пальчиковый, варежковый, шагающий, настольный деревянный, театр на магнитиках для развития связной речи, грамматического строя речи
- Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок для развития связной речи
- Логопедические альбомы, методический материал по обследованию детей
- Методическая, дидактическая, справочная и художественная литература
1. Прозрачный мольберт . Способствует развитию коммуникативных навыков,
развитию воображения, стабилизации эмоционального фона, умению выражать свои желания,
развивает уверенность в себе, общительность. «Прозрачное чудо» можно использовать на индивидуальных занятиях
и на занятиях в парах.
2. Интерактивная песочница. Интерактивная песочница - это уникальное оборудование,
дающее возможность расширить границы психокоррекции и разнообразить занятия.
Современный интерактивный продукт вбирает в себя множество направлений,
в рамках которых с легкостью может проводить занятия для детей разного возраста.
Обычный песок превращается в волшебную вселенную.
Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение:
выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок.
Занятия способствуют: - снятию эмоционального и мышечного напряжения;
-профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
- развитию мелкой моторики; - преодолению трудностей в общении; - развитию познавательных процессов.
Песочница вызывает восторг у каждого посетителя кабинета педагога-психолога.
3. Интерактивный пол. Использование интерактивного пола, позволяет сделать процесс обучения более насыщенней.
Игровой формат помогает детям более легко сосредоточиться на поставленных познавательных задачах.
Система интерактивного пола предусматривает эффекты, в которых для достижения целей необходимо действовать сообща.
Дети учатся взаимодействовать, наблюдать за партнером по игре, оценивать собственное поведение и поступки.
Занятия с интерактивным полом учат детей соблюдать правила, показывая взаимосвязь между правильными действиями и высокими результатами.
Стимулируя двигательную активность, система развивает координацию и крупную моторику.
4. Интерактивная сенсорная панель «Антошка»
Интерактивная панель монтируется на стену.
Яркий декорированный корпус из экологичного ДСП. Большой антивандальный сенсорный монитор (интерактивный модуль). Комплект мультимедиа: встроенная камера, аудиоколонки. Способствует проведению индивидуальных и групповых занятий.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Первый корпус (по ул. Северная. д.35 )
В связи с необходимостью обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Перед входом в здание имеется кнопка вызова, для обращения инвалидов о помощи сопровождения к месту предоставления услуги .
Сигнал с кнопки вызова идет на приемник вызова помощи. Приемник размещен в помещении и хранится у сотрудников, ответственных за оказание помощи, которые оперативно могут принять вызов и отреагировать на него. Установлен звуковой маяк, электронный прибор, который помогает инвалидам по зрению ориентироваться в Учреждении.
В здании нет пассажирского лифта. В холле Учреждения весит мнемосхема, помогающая незрячим и слабовидящим людям при помощи тактильного взаимодействия со схемой передвигаться по Учреждению, а также установлена бегущая строка для людей с ограничениями здоровья по слуху. В туалетной комнате имеется откидной поручень для унитаза.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету при необходимости будет обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Объект не предоставляет услуги для инвалидов категории К,О,У. до его реконструкции или капитального ремонта.
Инвалиды категории К,О,У рассматриваются только в качестве посетителей.
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации - нет имеющихся технических средств для инвалидов и МГН; нет оборудованных помещений для инвалидов и МГН. Имеются приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации.
Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют до реконструкции или капитального ремонта здания.
Второй корпус (по ул. Дорожников, д.52)
При входе в Учреждение объект оборудован: стационарным пандусом, гусеничный подъёмник (ступенькоход), тактильные мнемосхемами, тактильными таблички и вывески, информационные наклейки, выполнена маркировка ступеней, оборудована парковка для инвалидов. Для доставки инвалидов на инвалидных площадках предусмотрено у главного входа место для посадки/высадки инвалидов.
В Учреждении создана доступная среда для мало мобильных групп населения (тактильные таблички и вывески, выполнена маркировка ступеней и пола)
Вход в здание образовательной организации не оснащен пандусом.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации присутствуют
-
"Паспорт доступности МБДОУ д/с "Северное сияние" 1 корпус по адресу: с.п. Нижнесортымский, ул. Северная, д.35
-
"Паспорт доступности МБДОУ д/с "Северное сияние" 2 корпус по адресу: с.п. Нижнесортымский, ул. Дорожников, д.52
Специальные условия питания
Учреждение осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Организация питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ д/с «Северное сияние» обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном учреждении, в соответствии с разработанным и утвержденным примерным 10-ти дневным меню с учетом пищевой ценности и калорийности.
Выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, соблюдение режима питания и норм потребления продуктов питания, индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.
При предоставлении родителями (законными представителями) назначения от лечащего врача, возможна организация лечебного и диетического питания.
Питание детей в образовательном учреждении организовано в групповых помещениях с соблюдением всех требований СП 2.4.3648-20. Приготовление пищи осуществляется в помещениях пищеблока. Пищеблок укомплектован всем необходимым технологическим оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Выдача готовых блюд осуществляется только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале бракеража готовой продукции.
Ежедневное меню составляется в соответствии с примерным двадцатидневным цикличным меню для дошкольных образовательных учреждений Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»» г. Тюмень.
Меню фиксируется в документе установленной формы и утверждается заведующим МБДОУ.
Меню разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Предпочтение отдаётся полезной и безопасной пище, которая не вызывает аллергических реакций. В приготовлении мы используем исключительно свежие и качественные продукты. Меню составлено так, чтобы обеспечить организм ребёнка достаточным для роста и развития количеством полезных веществ и витаминов.
Большое внимание также уделяется питьевому режиму детей: питьё находится в свободном доступе.
Для качественной организации рационального питания детей в МБДОУ разработана Программа контроля организации питания, которая включает в себя следующие разделы:
- Входной контроль показателей и безопасности каждой партии поступающей пищевой продукции;
- Промежуточный контроль – операционно-технологический контроль продукции на определенных этапах производственной цепочки;
- Контроль санитарно-гигиенического состояния производственных цехов пищеблоков;
- Контроль эффективности работы оборудования и инженерных сооружений и температурно-влажностных режимов;
- Контроль организации питания на возрастных группах;
- Контроль за соблюдением условий труда, прохождением медицинских осмотров и ведением принятого документооборота.
Создана комиссия по контролю за организацией питания, которая в соответствии с разработанным графиком, ежедневно осуществляет контроль за организацией питания в МБДОУ, фиксируя свои результаты в журналах контроля.
В детском саду соблюдается питьевой режим, условия хранения кипяченой воды соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20. Об ассортименте готовых блюд родители воспитанников ежедневно могут узнать на информационном стенде для родителей в разделе «Меню» и в социальной группе «ВКонтакте».
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медицинская сестра.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья.
Охрана и укрепление здоровья детей – одно из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В МБДОУ д/с «Северное сияние» созданы необходимые условия, способствующие обеспечению оптимального уровня здоровья, соответствующей психологической среды и здорового образа жизни, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов.
Оборудованы и оснащены специальные помещения для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий: спортивный зал, бассейн, медицинский кабинет, процедурный кабинет Основной задачей медицинского персонала Учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей.
Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется бюджетным учреждением БУ «Нижнесортымская участковая больница».
Проведение профилактических прививок осуществляется согласно плану проведения профилактических прививок. Углубленный профилактический осмотр воспитанников 5-6 лет и 6-8 лет проводится по графику. В детском саду имеются медицинский блок и изолятор, бактерицидные облучатели для очищения воздуха.
Санитарно-гигиеническое состояние Учреждения соответствует требованиям СП 2.4.3648-20: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, полоскание рта после каждого приёма пищи, плавание, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Детский сад обслуживают 4 медицинских сотрудника: курирующий Учреждение участковый врач, 4 медицинских сестры.
Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей, с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия; вакцинопрофилактика, ароматерапия; элементы лечебной физической культуры. Медицинский персонал наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Для поддержания здоровья детей, в летний период, проводятся закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, бодрящая гимнастика, мытье рук и ног прохладной водой, игры с водой на прогулке, хождение босиком. А так же, в летний период повышается общая калорийность питания на 10-15%, за счет включения свежих овощей, фруктов, ягод, соков, кисломолочных продуктов. Ежедневно проводится витаминизация 3-го блюда пищевой аскорбиновой кислотой. В осенне-зимний период проводятся противогриппозные мероприятия: курсы (сироп шиповника), витаминотерапия, фитонциды
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Обучающимся предоставляются услуги тьютора, ассистента, помощника воспитателя, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждение обеспечено доступом к информационно-телекоммуникационной сети.
Внутренняя локальная сеть обеспечивает доступ к одновременному использованию сети Интернет Официальный сайт образовательной организации http://ds-sijanie.ru/ приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
Наличие специального компьютерного класса в ДОУ и непосредственного доступа воспитанников к информационным системам и сетям не предусмотрено.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в образовательной организации нет.
Использование ЭОР в нашем ДОУ ведется в следующих направлениях:
— повышение компетентности педагогов в использовании мультимедиа — ЭОР в образовательной деятельности ДОУ;
— организация образовательной деятельности детей с использованием мультимедиа – ЭОР
Электронные образовательные ресурсы для дошкольника:
http://detsad-kitty.ru – «Детсад» — сайт для детей и взрослых.
http://razigrushki.ru — «РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
http://www.baby-news.net – «Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
http://packpacku.com — детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайнигры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
http://www.zonar.info — «Оригами — Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги.
Специальные технические средства обучения
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
- в музыкальном зале; -переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
- интерактивный логопедический стол;
- музыкальные центры, магнитофоны, портативные переносные колонки (в каждой возрастной группе);
- компьютеры;
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Интерактивные доски размещены на уровне не выше 1 метра.
- Имеются специальные компьютерные программы для коррекции речи и социально-коммуникативного и познавательного развития детей.
Имеются специалисты: Учителя-логопеды; Педагоги-психологи; Учитель-дефектолог; Тьюторы; Ассистенты по оказанию технической помощи; Помощники воспитателя.
Педагоги прошли курсы повышения квалификации, работающие с данным контингентом воспитанников.
Для организации психолого-педагогического сопровождения в учреждении работает педагог-психолог.
Рабочая программа педагога-психолога направлена адаптацию ребенка к ДОУ, на коррекцию и развитие психических процессов, профилактику девиантного поведения, тревожности и коррекцию поведения у воспитанников, проявляющих признаки агрессии и СДВГ.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ д/с «Северное сияние» отсутствуют